Оборудование и ПО
для автоматизации торговли


Новые порядки в ККТ

Суть поправок в том, что все торговые компании и частные предприниматели обязаны перейти на кассовые аппараты, способные передавать сведения о продажах в Федеральную налоговую службу в режиме реального времени.Компаниям необходимо заменить или модернизировать свою контрольно-кассовую технику (ККТ), а также установить на нее специальное программное обеспечение (ПО). Передача данных будет осуществляться через специальный облачный сервер – оператора фискальных данных (ОФД). Все это меняет существующую систему расчетно-кассового обслуживания.

Переход на новую технологию уже начался: в июле 2016 года Владимир Путин подписал соответствующий закон, а с 1 июля 2017 года расчеты с населением должны будут проводиться по новому стандарту. Заменить кассовые аппараты должны будут практически все компании, осуществляющие расчеты с населением на территории РФ: это сетевой и несетевой ритейл различных форматов, кафе, рестораны, гостиницы, салоны красоты, аптеки, АЗС, автосервисы, юридические фирмы и другие организации.

Исключения сделаны для немногих, в их числе предприниматели, занимающиеся бытовыми услугами, например ремонтом обуви, уходом за детьми и больными, носильщики на вокзалах, церковные организации. Не потребуются новые кассы при работе на рынках, ярмарках, разносной торговле, продаже мороженого, газет, талонов, билетов. Преференции также предоставляются тем, кто находится в труднодоступных местах при отсутствии интернета.

Законодательством предусмотрен в 2017-ом году так называемый «мягкий» переходный период – с 1 февраля по 1 июля, в течение которого вновь регистрируемая и перерегистрируемая техника требует доработки под новый порядок.

Закон и бизнес

Российская экономика переживает сейчас не лучшие времена: налицо дефицит федерального бюджета, запасы Резервного фонда и Фонда национального благосостояния закономерно уменьшаются, при этом государство не повышает налоги и рассчитывает, что переход на новую схему работы бизнеса позволит собирать больше существующих налогов, выведя бизнес из тени.

Бизнесу, в свою очередь, обещаны следующие выгоды: регистрация ККТ без посещения налоговой, экономия на обязательном техническом обслуживании кассы, использование недорогих электронных устройств в качестве ККТ, возможность анализировать собранные данные о своих продажах и сокращение количества проверок со стороны ФНС. Государство даже готово вернуть деньги (предварительно была озвучена цифра 18 тыс. рублей) представителям малого бизнеса, потраченные на покупку новых касс.

Перед подписанием законопроекта между властью и бизнесом было много дискуссий и около пятидесяти итераций согласования. Рассматривались интересы всех заинтересованных сторон: мелких предпринимателей и крупных сетей, производителей ККТ и операторов фискальных данных (ОФД).По словам начальника Управления оперативного контроля Федеральной налоговой службы Андрея Бударина, ими было приложено максимум усилий, чтобы внедрение реформы прошло быстро и безболезненно.

Что делать бизнесу?

Как рекомендуют в ФНС, чтобы оставаться в рамках закона, ритейлеры и индивидуальные предприниматели должны выполнить ряд действий. Сперва оценить, подлежит ли их контрольно-кассовая техника модернизации. (По официальным сведениям, собранным ФНС со всех производителей ККТ, 98% моделей подлежат модернизации.) Далее технику необходимо снять с учета в налоговых органах. Официальный срок исполнения этой процедуры 5 дней, но по факту – сутки. Если техника у ритейлера новая, то достаточно обновить ПО. Для отдельных моделей потребуется также и доработка аппаратной части.

Затем технику нужно зарегистрировать в ФНС. Теперь это можно сделать удаленно – через личный кабинет налогоплательщика. Процедура должна занять не более 10 минут. Однако, чтобы ощутить удобство удаленной регистрации, необходимо заранее озаботиться получением квалифицированной электронной цифровой подписи (как получить квалифицированную электронную подпись можно посмотреть здесь).

Производители готовы к старту

На стороне производителей кассовой техники и программного обеспечения наблюдается высокая степень готовности к переходу на новый порядок. В начале сентября в государственные реестры ФНС были включены первые модели ККТ, фискальные накопители и первые 4 оператора фискальных данных.

Около двадцати моделей ККТ находятся на согласовании. Все ведущие производители либо доработали свое ПО, либо находятся в финальной стадии доработки. Как отмечают специалисты, этот рынок конкурентен уже на старте, и будет еще больше – со временем.

На стороне ритейлеров наблюдается растерянность. Опрос «Левада-центра» показал, что около 70% делового сообщества слабо осведомлены об июльских поправках в 54-ФЗ. Только 10% опрашиваемых подтвердили, что изучали их. Цифры также говорят о том, что большинство владельцев магазинов не задумываются о реформе ККТ либо откладывают решение до момента вступления в силу требований закона.

Как отмечает Сергей Кузнецов, исполнительный директор Союза независимых сетей России, значительная часть розничных игроков по-прежнему концентрирует свое внимание на проблемах с ЕГАИС. Плюс, принятые поправки к закону «О торговле» на сегодняшний день вызывают очень много вопросов и обсуждений с поставщиками и регулятором. В активной стадии процесс перезаключения договоров. Поэтому вопросы внедрения новой ККТ могут быть отложены на второй план.

Владимир Ионкин, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) затрагивает вопрос затрат, которые понесет ритейл: «Реализация данных поправок обойдется бизнесу в сумму не меньшую, чем внедрение ЕГАИС, то есть в несколько десятков миллиардов рублей (по самым скромным оценкам). Что касается стоимости замены или перепрошивки одной кассы, то нельзя оценивать “прямым счетом” уложится ли предприниматель в 10 тыс. руб. или нет? У крупных сетей есть еще внутренние учетные системы, перестройка которых занимает в среднем три месяца и стоит приличных денег».

Касс хватит не всем

Если малый бизнес не спешит с переходом на новую технику из-за плохой информированности, нехватки средств или боязни тестировать первые «баги» на себе, то крупный ритейл при всем желании подчиниться закону, имеет риск затянуть с модернизацией из-за неспособности быстро адаптировать свои информационные системы к новому порядку, как это могут сделать малые предприятия.

Крупные сети сейчас заняты более актуальными проектами, а впереди высокий сезон (ноябрь-декабрь), когда ритейлер ничего менять в системе не захочет из-за опасения остаться в предновогодние праздники с неработающими кассами.

Например, в X5 RetailGroup только недавно появились новые образцы ККТ с новыми фискальными накопителями, сейчас компания их тестирует. По прикидкам Дмитрия Русакова, начальника управления спец. проектами X5 RetailGroup, основную часть изменений и модернизации кассовых аппаратов компании будут проводить уже в следующем году, и, скорее всего, весной, в апреле-мае.

В результате на рынке может сложиться ситуация как при внедрении ЕГАИС, когда многие отложили до последнего технологическую подготовку и финальное оснащение своих предприятий необходимой техникой. Тогда, в последние два месяца перед обязательной датой, возникла очень сложная ситуация – магазины не успевали закупить и отработать необходимую технологию и когда настал день «икс», остались не подключенными к системе.

Генеральный директор «Штрих-М» Андрей Журавлев иллюстрирует неизбежный всплеск спроса на модернизацию в последние месяцы отведенного законодательством периода: «Желаемый график выглядит так: если клиенты при плановой замене ЭКЛЗ, начиная с октября, ставят фискальные накопители, модернизируют или меняют кассу, тогда в месяц мы должны будем обслужить порядка 100–150 тыс. ККМ, а в последние 2 месяца – 500 тыс. ККМ. Это серьезная нагрузка, но посильная. По опыту, реальнее такой график: все будут тянуть до последнего – одни не захотят раньше срока работать «в белую», другие побоятся, что неполадки сорвут новогоднюю торговлю – и за июнь нам придется заменить около 1 млн касс, а это сверхнагрузка».

С точки зрения сроков переоборудования, чем крупнее предприятие, тем сложнее и дольше организационные и логистические процессы. По оценке Алексея Макарова, президента компании «АТОЛ», в зависимости от размера компании потребуется от месяца до шести на переход. Шесть месяцев потребуется крупным сетям с десятью тысячами и более магазинов для более масштабной работы по переоснащению техники в разных регионах страны.

«Большой сложностью для сети может стать адаптация новой ККТ к установленному на кассе ПО, – продолжает Алексей Макаров. – Если ПО написано собственными программистами, то процесс его адаптации займет значительно больше времени, чем если оно написано производителем кассовой техники».

В ФНС отмечают, что немаловажным фактором успешной адаптации является готовность ПО учетных систем налогоплательщиков к внедрению новой кассовой техники. Поправки закона предусматривают существенное расширение реквизитов практически всех фискальных документов – они становятся более подробными и более автоматизированными, и учетные системы должны понимать эти новые форматы.

Основная задача производителей ПО для кассового оборудования на данный момент – обеспечить поддержку максимального числа моделей техники. Как рассказала Ольга Салимова, руководитель направления автоматизации розничной торговли «1С»: «Сейчас практически все разработчики кассового ПО заняты подготовкой предложений, поддерживающих передачу данных в облако ФНС, и компания «1С» – не исключение. Все наши бухгалтерские, отраслевые и торговые решения будут иметь возможность подключения таких касс. Мы приводим свои программы в соответствие с новыми требованиями к структуре передаваемых данных. Ведутся переговоры со всеми производителями кассового оборудования, ранее сертифицированными «1С», чтобы согласовать новый интерфейс передачи данных о продажах в ККТ».

Как бизнесу снизить расходы?

Для 42% опрошенных предпринимателей самой серьезной проблемой при переходе на онлайн-кассы является стоимость замены кассовой техники и приобретения ПО. Чтобы снизить финансовые и временные потери, ритейлерам рекомендуется заранее узнавать о тонкостях механизма перехода на новые правила, причитающихся налоговых вычетах; пользоваться специальными предложениями производителей ККТ и искать возможность получения скидки при больших объемах закупки. Например, компании, входящие в АКОРТ, получают значительные скидки на модернизацию ККТ. Лишних затрат также можно избежать, если приурочить установку нового фискального накопителя (ФН) ко дню окончания срока службы ЭКЛЗ.

Проблема нехватки финансирования актуальна не только для ритейлеров. Некоторые производители, чтобы избежать дефицита оборотных средств, открывают специальный счет для предоплаты заказов на новые модели ККТ и устройства модернизации. Для ритейлера это гарантированная защита от возможного дефицита оборудования. Владельцы магазинов также могут воспользоваться банковским кредитованием под обновление парка ККТ. Многие крупные банки в этом заинтересованы, поскольку риски минимальны – им все известно о клиенте производителя, кроме того банки получают повод предложить ему дополнительные услуги.

Новые порядки в ККТ. Как выглядит новая ККТ?

Новый порядок применения ККТ дал серьезный толчок развитию технологической и функциональной базы ККТ. Как минимум, она начнет передавать данные. Во многих ККТ появляются встроенные комплексные программные решения, которые, помимо традиционного кассового ПО, включают в себя элементы учетных систем, для того чтобы предоставить бизнесу автоматизацию all-in-one. ККТ становится более портативной, в ее состав начинают входить мобильные устройства – смартфоны, планшеты.

Возможности техники растут, а цены, как уверяют производители, останутся на прежнем уровне, а то и ниже. Есть мнение, что российская действительность меняется, и высокие технологии теперь станут доступны любому «ларечнику».

Как отмечает президент Российской ассоциации производителей кассовой техники (РАПКаТ) Анатолий Востриков, были опасения, что количество производителей ККТ уменьшится, поскольку новая техника, приходящая на рынок, должна соответствовать самому высокому уровню развития IT-технологий. Произошло наоборот – в ассоциацию было принято пять новых производителей ККТ, причем являющихся разработчиками IT-решений.

Очевидно, что первую очередь производители и касс и ПО стремятся модернизировать свои самые массовые модели, чтобы обеспечить наибольший охват потребителей в кратчайший срок.

Так, компания «Штрих-М» упростила себе и потребителям задачу по переходу на новые условия, предложив бюджетное устройство модернизации (УМ), с помощью которого любую имеющаяся в эксплуатации кассу производства компании можно привести к соответствию с новым порядком. Устройство призвано упростить задачу срочной модернизации всего парка ККТ.

В свою очередь, компании «1С» и «Штрих-М» анонсировали совместный проект с новым облачным решением «1С:Касса». Решение ориентировано на предпринимателей, чьи торговые объекты оснащены автономной кассой или не автоматизированы вовсе. Чтобы привести свой бизнес в соответствие с новым законом, в магазине достаточно установить новый кассовый аппарат производства компании «Штрих-М» без каких-либо дополнительных компьютеров или устройств учета товаров. Данные из кассы передаются в облачный сервис приложения «1С:Касса». Предприниматель может иметь несколько торговых точек, и при этом наблюдать все продажи и работать с товаром в сервисе из любого места. Поскольку пользоваться программой будут представители малого бизнеса, не привыкшие к автоматизации, интерфейс ее максимально прост.

Чего опасаются ритейлеры?

Согласно опросу «Левада-центра» 10% предпринимателей (относящиеся в основном к малому и среднему бизнесу) считают, что выполняя требования закона, они за свои же деньги приобретают большие хлопоты.

Дмитрий Русаков,X5 Retail Group, рассказал, какую выгоду из реформы может извлечь крупный ритейл. Во-первых, сети всех размеров смогут лучше конкурировать с теми, кто вообще продает без чеков. Это особенно важно, учитывая, что по прогнозам в ближайшие 2-3 года не ожидается изменения экономической ситуации, соответственно, средний чек не вырастет. Во-вторых, открывается множество возможностей для тех, кто готов работать с огромной массой информации по чекам, которая теперь непременно станет доступна. Благодаря ей, ритейлер сможет наиболее точно анализировать свою корзину, представленность на полках и т.д. «Мы собираемся использовать 54-ФЗ, чтобы нарастить свое присутствие. Чеки со всей страны будут собираться через ОФД и поступать в ФНС, а дальше возможны несколько сценариев: либо переход обезличенной информации в РОССТАТ, либо утечка их через огромную дыру, которая сейчас есть в законе. У ритейлеров появится возможность быстро собирать информацию о рынке, и буквально через час знать, какие цены у конкурента», – делится соображениями г-н Русаков.

Крупный интернет-ритейл также пытается найти для себя выгоды из сложившейся ситуации. «Использование нового формата применения ККТ позволит учитывать и анализировать выручку в более прозрачном режиме, приведет к усилению конкуренции на рынке интернет-торговли и к его «обелению». Более того, снимет ряд технических обязанностей с участников рынка по части обслуживания ККТ и предоставления отчетности. Все это будет делаться в автоматическом режиме, что особенно удобно для игроков, привыкших жить в режиме онлайн», - считает Артем Соколов, исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли.

У бизнеса нет выбора – использовать онлайн-кассы или нет, однако предприниматель может попытаться обратить новые требования государства в свою пользу. Ведь зачастую решения для автоматизации магазина представляют собой полноценные программы управления розничным бизнесом, предлагают развернутую аналитику. Как рассказывает Ольга Салимова, теперь собственнику торговой точки придется вести более подробный потоварный учет, чтобы удовлетворить требованиям государства, так почему бы не извлечь из этого пользу? Например, если в магазине несколько касс, то программа автоматизации магазина «1С:Розница» покажет, какая из касс продает больше, какая меньше, сколько каждая касса обслуживает покупателей по дням недели и по часам. Это позволит оптимизировать расписание кассиров. Если касса в магазине одна, а магазинов много, то можно увидеть продажи по каждому из них, сделать прогноз продаж по каждой точке и определить оптимальный объем заказа товара у поставщика. Отчеты позволяют отслеживать объем поступившей выручки, эффективность маркетинговых акций, планировать заказы и выплаты поставщикам. Кроме того, пользователь может настраивать варианты базовых отчетов под себя, не прибегая к помощи программистов. Научиться этому совсем несложно».

Коллизии закона

В законе есть и весьма спорные моменты. Исполнительный директор АКИТ Артем Соколов высказывает настороженностьтем, что зарубежные интернет-магазины в связи с введением поправок в закон 54-ФЗ получат дополнительное конкурентное преимущество. «Российские интернет-магазины составляют всего 65% объема рынка интернет-торговли, остальное – это иностранные операторы. В то время как на российские интернет-магазины распространяется новое требование фискализировать операции, на зарубежных игроков оно не действует, что дает им необоснованное преимущество», – объясняет директор АКИТ.

Владимир Ионкин из АКОРТ настаивает на увеличении бессанкционного периода хотя бы на 6 месяцев: «Надеюсь, этот вопрос будет рассмотрен Госдумой в осеннюю сессию. Опыт внедрения систем «Платон» и ЕГАИС показывает, что несмотря на предварительные эксперименты, в работе с ними по-прежнему выявляются ошибки, цена которых штраф или аннулирование лицензии».

Известно, что компанияX5 RetailGroup сейчас находится в диалоге с ФНС насчет перенесения сроков наступления ответственности, а также насчет плохо прописанного (по их мнению) алгоритма передачи чеков.

Есть еще несколько пунктов, по которым дополнения со стороны ФНС неизбежны. Но так или иначе, закон принят, надо исполнять. Наказанием за неприменение онлайн-касс с 1 июля будет штраф: для должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 от суммы расчета, но не менее 10 тыс. руб., а для юридических лиц – от 3/4 до одного размера суммы расчета, но не менее 30 тыс. руб. За использование ККТ не отвечающей новым требованиям с 1 февраля должностным лицам будет вынесено предупреждение или наложен административный штраф в размере от 1,5 тыс. до 3 тыс. руб., а юридическим лицам – предупреждение или штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Инициатива обкатана

В 2014-2015 гг. Федеральная налоговая служба проводила пилотный проект внедрения онлайн-касс. Изучалась техническая возможность, удобство и экономическая целесообразность их применения. В эксперименте участвовало более 1000 юридических лиц. Более 4000 единиц кассовой техники было переоснащено в соответствии с новым порядком. Компании-участники эксперимента, в соответствии с постановлением Правительства РФ, продолжат работать по новой технологии до конца 2016 года. За время проекта было пробито 50 млн чеков на сумму более 50 млрд руб. Эксперимент проводился в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане.

Как рассказал начальник Управления оперативного контроля ФНС Андрей Бударин, большинство участников отметили удобство технологии, поскольку вместе с обязанностью передавать данные о расчетах в режиме реального времени они получили удобное средство аналитики. «Сегодня эти услуги лишь в общих чертах спроектированы в рамках личного кабинета. В его функционал будет добавлена возможность просмотра статистики в разбивке по кассам, периодам, начислениям, вплоть до эффективности работы каждого кассира. Однако более интересные сервисные функций предпринимателям смогут предложить ОФД в своих личных кабинетах. Например, такие как привязка программ стимулирования сотрудников», – обещает г-н Бударин.

Опасения ФНС насчет нестабильности связи на обширной территории России в ходе эксперимента не подтвердились. В частности, в Татарстане 95% участников смогли обеспечить бесперебойную передачу данных о расчетах в режиме онлайн. В любом случае внедряемая технология изначально предусматривала автономный режим использования ККТ при отсутствии соединения. Когда связь пропадает, кассовая техника и фискальный накопитель сохраняют всю информацию о расчетах в некорректируемом виде, и при восстановлении связи автоматически отправляет ее в ОФД. Если фискальные документы долго не уходят, то по закону кассовая техника должна информировать пользователя об этом, чтобы он принял меры.

В дополнение к старой норме 54-ФЗ об отсутствии обязанности применять ККТ в труднодоступных местностях, появилась новая – о местностях, удаленных от сетей связи. По методике, разработанной Минкомсвязью, региональными субъектами будет утвержден перечень местностей, где обосновано применение ККТ в автономном режиме. То есть при регистрации техники указывается автономный режим, а подключение к интернет-оператору и заключение договора с ОФД не требуется. Когда наступает время замены фискального накопителя или перерегистрации ККТ, ФН закрывается и сдается в ФНС.

Материал подготовлен по итогам пресс-конференции «54-ФЗ – крупнейшая Re:форма правил торговли. Готово ли общество и бизнес к большим переменам?»

Связаться с пресс центром

Введите слово с картинки*:
CAPTCHA

* - обязательные поля для заполнения

Подписаться на новости

Подписывайтесь и будьте в курсе наших акций, специальных предложений и других полезных новостей:

Помощь
по сайту

Заказать звонок

* - обязательные поля для заполнения