Оборудование и ПО для автоматизации торговли

Вход в кабинет 0 товаров
на 0 рублей
02.06.2021
Маркировка обуви: порядок перехода в 2021 году

Обязательная маркировка обуви уже действует. Все, кто производит, ввозит и продает обувь, с 1 июля 2020 года должны следить за наличием кода идентификации на коробке и фиксировать передачу прав собственности в системе «Честный ЗНАК». Розничные магазины также должны фиксировать выбытие кода идентификации при продаже

Единственное, на что еще действует отсрочка — это на обувные остатки без маркировки, которые магазин закупил до 1 июля 2020 года. Если у вас такие есть, поспешите — получить коды для маркировки обувных остатков можно до 1 июня 2021 года.

Подробнее о том, как работает система прослеживаемости обувных товаров и как к ней подключиться, рассказываем в этой статье.

Зачем нужна маркировка обувных остатков

Маркировка товаров призвана снизить на рынке процент контрафакта. До введения системы прослеживаемости его доля на обувном рынке составляла более 40%.

Легальный бизнес заинтересован в маркировке, ведь это избавит его от репутационных потерь из-за жалоб покупателей на некачественные подделки. К тому же коды идентификации дают возможность отслеживать каждую пару обуви от производителя до покупателя, а значит, самому магазину помогает сделать прозрачнее бизнес-процессы, выявить должников и нарушителей.

Этапы внедрения маркировки обуви

Большинство этапов внедрения обязательной маркировки обуви уже позади: в 2021 году остается только последний этап — маркировка остатков, произведенных до введения запрета на оборот немаркированной обуви.

Хронология внедрения обязательной маркировки обуви:

  • С 1 июля 2020 года — запрет на оборот немаркированной обуви. Передача прав на продукцию должна фиксироваться в системе «Честный ЗНАК». Розничные магазины должны при продаже считывать код маркировки и фиксировать выбытие из оборота товара.
  • До 1 июня 2021 года — розничные магазины могут получить в системе «Честный ЗНАК» коды для маркировки остатков — обуви без маркировки, которая была закуплена до 1 июля 2020 года.
  • До 15 июня 2021 года — розничные магазины могут ввести в оборот остатки, на которые до 1 июня получили коды маркировки.

Таким образом, с 16 июня 2021 года обязательная маркировка обуви полностью вступает в свои права.

Какая обувь подлежит маркировке

Чтобы понять, подлежит ли ваша обувь маркировке, поднимите техническую документацию на нее. Внимательно сверьте то, что там написано, с описанием этих кодов в справочниках:

Код ОКПД2 Код ТН ВЭД ЕАЭС Примеры обуви, подлежащей маркировке
15.20.11
15.20.12
6401
6402
Резиновые сапоги, галоши
15.20.13 6403 Кожаные ботинки, туфли
15.20.14 6404 Тряпичные туфли, кеды
15.20.21
15.20.29
32.30.12
6405 Кроссовки, специализированная спортивная обувь
15.20.31 Любая обувь с защитным металлическим подноском

Когда изучаете описание изделий, включенных в указанные коды, смотрите на материалы и технологии изготовления продукции. Например, то, что мы в обиходе называем ортопедической обувью, не всегда является таковой с точки зрения официальных справочников.

Если обувь производится массово и просто имеет внутреннюю стельку с изогнутой формой для уменьшения боли при плоскостопии, то она входит в группу 64 по ТН ВЭД ЕАЭС, а значит подпадает под маркировку. Если ортопедическая обувь изготовлена по индивидуальной мерке и изготовлена в основном из жесткой кожи, то это уже код 9021 ТН ВЭД ТС, а значит под маркировку не подпадает.

Какие штрафы предусмотрены за отсутствие маркировки

Если розничный магазин закупает обувь без маркировки в целях сбыта, продает товар без маркировки, хранит или перемещает остатки без кодов идентификации после 15 июня 2021 года, то, согласно ст. 15.12 КоАП РФ, штраф составит:

  • для самозанятых граждан — 2 000—4 000 руб.;
  • для ИП — 5 000—10 000 руб.;
  • для юрлиц — 50 000—300 000 руб.

При этом все товары, которые стали предметом нарушения, подлежат конфискации.

Законы и нормы по маркировке

Правила маркировки обуви определяет Постановление Правительства РФ от 05.07.2019 N 860 (ред. от 30.06.2020). Требования по маркировке установлены ГОСТом Р 53917-2019 и техрегламентом ТР ТС 017/2011. ГОСТ P ИСО/МЭК 16022-2008 определяет требования к кодам.

Код DataMatrix должен соответствовать стандарту ECC200. Он содержит информацию о стране происхождения обуви, ее модели, материале и размере.

Схема работы в системе маркировки в 2021 году

Производство / ввоз. Производитель обуви описывает в системе «Честный ЗНАК» товары, которые хочет ввести в оборот, заказывает на них в системе коды, преобразует их в коды DataMatrix и наносит в виде наклейки на коробку с обувью.

Аналогично поступает импортер, только заказанные коды ему необходимо передать зарубежному производителю или самостоятельно нанести коды на таможенном складе до пересечения товара российской границы.

Передача товара дистрибьютору. Производитель или импортер вводит товар в оборот в системе «Честный ЗНАК», формирует УПД (универсальный передаточный документ), в котором указывает коды всех обувных товаров в партии, и отправляет его по ЭДО дистрибьютору.

Дистрибьютор принимает товар: для этого он сверяет коды в УПД и на обувных товарах. Если ошибок нет, он подтверждает в ЭДО принятие товара, и в системе «Честный ЗНАК» автоматически фиксируется смена права собственности.

Если товаров очень много, их коды можно агрегировать в один для каждой транспортной упаковки. Тогда дистрибьютору при приемке не придется сверять коды всех товаров с кодами, указанными в УПД. Достаточно будет считать по одному DataMatrix на каждой транспортной упаковке.

Передача товара розничному магазину. Дистрибьютор точно так же формирует УПД с кодами маркировки и отправляет товар в магазин. В магазине точно так же проводят сверку и подтверждают УПД. В системе «Честный ЗНАК» снова фиксируется передача права на товар — на этот раз розничной точке.

Перемещение между складами. И оптовое и розничное звено обязано информировать «Честный ЗНАК» о перемещения маркированных товаров между складами.

Выбытие товара из оборота. Кассир розничного магазина сканирует DataMatrix-код, и в чек подгружается код маркировки. В бумажном чеке просто помечается префикс [М] напротив каждой маркированной позиции. Код уходит в ОФД, а оттуда в «Честный ЗНАК». После получения подтверждения от системы «Честный ЗНАК» выбытия товара, касса формирует чек.

Выбытие товара из оборота в онлайн-магазине. Если обувью торгует онлайн-магазин, то выбытие товара может происходить по двум сценариям:

  • Если покупатель оплачивает товар до того, как его получает, онлайн-магазин формирует сначала чек на предоплату, а при вручении товара покупателю — второй чек, на зачет предоплаты. Выбытие надо производить именно во втором чеке, при передаче товара покупателю.
  • Если магазин принял предоплату, а доставку обуви поручил сторонней курьерской службе, которая не может указывать код маркировки в чеке (например, нет нужного оборудования), то он оформляет выбытие вручную в системе «Честный ЗНАК» при отгрузке обуви в службу доставки.
  • Если магазин самостоятельно принимает оплату от покупателя по месту доставки, то он формирует один чек с указанием кода маркировки.

Повторный ввод в оборот. Если покупатель вернул товар или при хранении товара на складе код маркировки испортился, розничный магазин может самостоятельно заказать в системе «Честный ЗНАК» коды маркировки, нанести их на товары и ввести обувь в оборот. Только после этого можно вновь хранить или продавать товар.

Из чего состоит код маркировки обуви

Код маркировки обувной продукции содержит:

  • Идентификационный номер товара (12 символов);
  • Индивидуальный серийный номер товара (13 символов и разделитель);
  • Код ТН ВЭД ЕАЭС (4 цифры);
  • Ключ проверки (4 символа);
  • Электронная подпись (88 символов);
  • Идентификаторы применения для каждой из частей кода.

Идентификатор создается в виде кода DataMatrix. Код печатается как прямо на обуви, так и на её ярлык или на упаковку. Разрешается печатать код непосредственно в нужном месте или на наклейке. Важно, чтобы значение знака на обуви мог считать 2D-сканер.

Как обувному магазину подключиться и работать в системе маркировки

Проверьте, что у вас есть все необходимое:

  • Онлайн-касса, которая умеет работать с маркированным товаром. У нее должна быть специальная прошивка, а с 6 августа — специальный фискальный накопитель, поддерживающий ФФД 1.2.
  • 2D-сканер: на кассе и в том месте, где вы принимаете обувь от поставщика. Если вы принимаете обувь на кассе, то достаточно одного 2D-сканера.
  • Принтер этикеток для перемаркировки испорченных кодов, повторного введения в оборот обуви, которую вернул покупатель, и маркировки остатков.
  • УКЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись: она будет нужна для регистрации магазина в системе «Честный ЗНАК» и подписи УПД.
  • ЭДО — система электронного документооборота. Через нее вы будете принимать от поставщиков УПД.
  • Договор с ОФД на отправку кода маркировки в «Честный ЗНАК». Если вы уже пользуетесь онлайн-кассой, то у вас наверняка есть договор с ОФД о передаче ваших фискальных данных в налоговую. Так вот для маркировки понадобится дополнительный договор, поскольку это уже совсем другая услуга.

Теперь зарегистрируйтесь в системе «Честный ЗНАК». Если есть немаркированные обувные остатки, скорее опишите их в системе, получите на них коды, нанесите их на остатки в виде наклейки с DataMatrix и введите в оборот (делается в интерфейсе «Честного ЗНАКа») до 15 июня 2021 года включительно.


Теги:
Поделиться:

Возврат к списку

Подписаться на новости

Подписывайтесь и будьте в курсе наших акций, специальных предложений и других полезных новостей:

Нажимая кнопку «Подписаться», Вы даете согласие на обработку персональных данных.

Помощь
по сайту

+
УК «АТОЛ» использует файлы cookie. Подробная информация в политике обработки cookies. Вы можете запретить сохранение cookies в настройках своего браузера.
Какую кассу вы ищете?
Онлайн-касса для розничного магазина
Выбрать
Облачная касса для интернет-магазина
Выбрать