Оборудование и ПО для автоматизации торговли

Вход в кабинет 0 товаров
на 0 рублей
28.05.2021
Обязательная маркировка одежды в 2021

Маркировка одежды в 2021 году затронула несколько крупных товарных групп, включая кожаную и рабочую одежду, куртки и пальто, кухонное и постельное белье. Рассказываем, какая одежда и товары легкой промышленности подпали под маркировку, зачем вообще все это нужно и как присоединиться к маркировке.






Маркировка одежды

С января 2021 года обязательная маркировка одежды распространилась на розницу. А с мая 2021 года без маркировки стало нельзя даже хранить остатки легпрома на складе. То есть если сейчас в торговом зале предпринимателя висит, например, пальто или лежит комплект постельного белья без специального кода в формате DataMatrix, это считается нарушением.

Последние новости о маркировке легпрома, какая одежда подлежит маркировке, что делать с остатками без кодов и как включиться в систему прослеживаемости товаров — рассказываем в этой статье.

Зачем маркировать одежду

В 2017 году, когда только обсуждалось введение маркировки как таковой, на рынке было от 30 до 60 процентов контрафактной одежды и обуви. В 2020 году компания Deloitte в своем исследовании обнаружила, что 11% опрошенных сталкивались с контрафактной одеждой или обувью. Эти данные говорят, что значительная часть рынка одежды находится в тени. Продавая контрафакт по низким ценам, недобросовестные компании обеспечивают себе конкурентное преимущество перед легальными производителями, импортерами и ритейлерами.

При этом покупатель как правило получает товар низкого качества. Такую продукцию нельзя вернуть, обменять на качественную вещь. Страдает и репутация: об уровне производителя судят по низкосортной подделке.

Обязательная маркировка одежды и других изделий легкой промышленности призвана решить эту проблему. Новые правила должны сделать цепочки поставок более прозрачными, повысить эффективность бизнеса и снизить издержки.

Идентификационные знаки на одежде позволяют отслеживать ее путь от производителя до конкретного покупателя. Бизнес может анализировать эти данные, оптимизировать логистику и процессы. За счет повышения эффективности бизнеса должны снизиться цены на одежду.

Какая одежда подлежит маркировке

Производители и импортеры должны маркировать не весь легпром. В 2021 году под маркировку подпадают:

  • куртки, пальто, плащи, ветровки;
  • трикотажные и шерстяные блузки, блузы и блузоны для женщин и девочек;
  • постельное, кухонное и туалетное белье;
  • предметы одежды с натуральной или композиционной кожей в составе.

Например, штанов, платьев, юбок и нижнего белья в списке нет.

Маркировка верхней одежды ограничивается только элементами гардероба вроде курток и плащей, но не затрагивает пуховиков, шапок, шарфов, перчаток.
Маркировка детской одежды отдельно не выделена, но это не значит, что детские вещи вне маркировки: например, детские куртки маркируются, а комбинезоны нет. Надо смотреть, какой код ОКПД2 написан в технической документации на товар от изготовителя и какой код ОКПД2 в Постановлении: если есть точное совпадение, значит товар подпадает под маркировку.

Сроки маркировки одежды в 2021 году

Запрет на розничную и оптовую продажу немаркированного легпрома вступил в силу 1 января 2021 года. Еще месяц отводился на то, чтобы магазины нанесли коды на свои остатки — товары, которые были закуплены до 1 января и при закупке могли не иметь кода маркировки. Но многим одного месяца не хватило, и Правительство дважды переносило срок маркировки остатков: сначала на 1 марта, затем на 1 мая.

После 1 мая вопрос о переносе сроков не поднимался, и вряд ли Правительство пойдет на этот шаг в третий раз. Сейчас подпадающий под маркировку легпром без кодов идентификации находится вне закона — его, к сожалению, можно только списать. Легально такой товар продать уже не получится.

Нормы и законы о маркировке одежды

Распоряжение Правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018. Обязательная маркировка одежды и некоторых других товарных групп началась, согласно документу, 1 декабря 2019 года. Имеется ввиду первый этап обязательной маркировки, который касался только производителей и импортеров.

А Постановление Правительства № 620 от 30 мая 2018 года стало базой для проведения экспериментов по нанесению кодов маркировки и чипированию одежды. Сами нормы маркировки описаны в ГОСТе Р 53917-2019 и техрегламенте таможенного союза ТР ТС 017/2011.

Требования к кодам изложены в ГОСТе P ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix»

Коды DataMatrix генерируется в формате ECC200. Они должны содержать данные о стране происхождения одежды, ее размере и материале.

Вырастут ли цены на одежду из-за маркировки

Конечные цели введения кодов идентификации на российском рынке — борьба с контрафактом и предоставление возможности честным игрокам оптимизировать свой бизнес. Хотя участники оборота маркированных товаров в краткосрочном периоде увеличивают свои траты на покупку и нанесение кодов, подготовку кассы, другого оборудования и программного обеспечения, в долгосрочном плане их издержки снижаются, потому что:

  • не приходится делить рынок с нечестными игроками — больше покупателей обращают внимание на честных производителей и продавцов;
  • есть четкое понимание, от кого какой товар прибыл и когда был продан — логистика становится прозрачней и эффективнее.

Компании получают шанс привлечь больше покупателей за счет низких цен. В итоге прибыль растет, рынок развивается, обороты увеличиваются.

Как розничному магазину стать участником оборота маркированной продукции

Если вы открываете магазин одежды или хотите расширить ассортимент за счет маркированных товаров легкой промышленности, вам необходимо:

  1. Проверить готовность кассы к работе с маркировкой. Убедитесь, что у кассы есть нужная прошивка для фиксации выбытия маркированного товара при продаже. А также убедитесь, что фискальный накопитель, который вы установите в кассу после 6 августа 2021 года, поддерживает новый формат фискальных документов — ФФД 1.2. Без этого маркированные товары нельзя будет продать.
  2. Проверить наличие 2D-сканера для чтения кодов в формате DataMatrix. Если его нет, надо приобрести — без него нельзя ни принять, ни отпустить маркированный товар.
  3. Зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК». Понадобится квалифицированная электронная подпись: если ее у вас еще нет, обратитесь в ближайший центр по выдачи таких подписей.
  4. Организовать электронный документооборот с поставщиками. Премка маркированных товаров возможна только через УПД — универсальные передаточные документы. По бумажным накладным работать не получится, нужна программа ЭДО. В некоторых кассовых решениях ЭДО уже есть — например, в SIGMA с модулем «Маркировка».
  5. Продумать, как наносить коды маркировки на товары. Нанесение кодов обычно дело производителя или импортера, но бывают случаи, когда это нужно и розничному магазину. Например, покупатель вернул вам товар и его надо снова ввести в оборот. Для этого вы заказываете новый код к системе «Честный ЗНАК» и печатаете его на принтере этикеток или заказываете печать в типографии.

Все о маркировке


Теги:
Поделиться:

Возврат к списку

Подписаться на новости

Подписывайтесь и будьте в курсе наших акций, специальных предложений и других полезных новостей:

Нажимая кнопку «Подписаться», Вы даете согласие на обработку персональных данных.

Помощь
по сайту

+
УК «АТОЛ» использует файлы cookie. Подробная информация в политике обработки cookies. Вы можете запретить сохранение cookies в настройках своего браузера.
Какую кассу вы ищете?
Онлайн-касса для розничного магазина
Выбрать
Облачная касса для интернет-магазина
Выбрать