Назад


«Черная пятница»: право на скидку

О том, что такое «черная пятница» в России, какие сегодня бывают скидки и от чего зависит их размер, а также o том, какие уловки сегодня используют недобросовестные ретейлеры и как на них не попасться, нам рассказал Алексей Федоров, президент Ассоциации Компаний интернет торговли (АКИТ).

Что такое «черная пятница»

«Черная пятница» появилась в США около полувека назад и стала не просто днем больших скидок (вплоть до 80–90%), а событием национального масштаба, которое значительно повышает уровень продаж в магазинах. В Россию эта традиция пришла лишь в 2013 году и сразу привлекла внимание многих магазинов и покупателей. Так, по результатам «черной пятницы» в 2016 году крупные российские ретейлеры зафиксировали интерес к распродаже. Например, в «Эльдорадо» и «М.Видео» по сравнению с обычным днем оборот во время «черной пятницы» вырос на 70%, количество заказов на сайте Media Markt увеличилось на 216%. Раньше в распродаже участвовали только офлайн-магазины, но по прошествии нескольких лет она стала популярной и среди большинства интернет-магазинов.

От чего зависит размер скидки

Размер предлагаемой скидки зависит от маржинальности товара. Чем выше маржинальность, тем большую скидку продавец может предложить. Например, в электронике маржинальность редко бывает больше 15%, поэтому скидки на данный вид товаров, вероятнее всего, будут небольшими. Но есть и товары с более высокой маржинальностью, например одежда или аксессуары, на такие товары скидки могут достигать и 90%.

Уловки ретейлеров

1. ЗАЛЕЖАВШИЙСЯ ТОВАР

Клиенту не стоит надеяться, что магазин, желая привлечь его, выложит на прилавок новый товар с большой скидкой. Скорее всего, ретейлер постарается реализовать товары прошлых коллекций или залежавшиеся. Многие вещи имеют сезонность и постоянные обновления, как, например, мобильные телефоны или ноутбуки, предыдущие модели таких товаров ретейлер и распродает со значительной скидкой.

2. ТОВАРЫ-МАЯКИ

Для привлечения покупателей ретейлеры используют так называемые товары-маяки. Как правило, это единичные флагманские позиции, на которые в рекламных целях предоставляется скидка от 40%. Запас таких изделий чаще всего сильно ограничен.

3. ЗАВЫШЕНИЕ ЦЕН НА СОПУТСТВУЮЩИЕ ТОВАРЫ

Некоторые ретейлеры сопровождают скидки в «черную пятницу» завышением цен на сопутствующие товары. Одни товары продаются по очень низкой цене, например ролики, с расчетом на то, что вместе с ними покупатель возьмет шлем и другую защиту, которые продаются по завышенной цене.

4. ФАЛЬШИВАЯ СКИДКА

В «черную пятницу» скидки часто формируют искусственно, такие скидки никак не связаны с реальным снижением цены. Недобросовестные ретейлеры сначала завышают стоимость на товары, а затем якобы делают на них значительную скидку. Так, скидка в 70% от новой цены может означать скидку размером всего 3-10% от старой стоимости товара. При этом клиент никак не сможет уличить магазин в обмане или нарушении закона, поскольку ценообразование не контролируется законом.

Как понять, где действительно стоящее предложение

1. СРАВНИТЬ ЦЕНЫ

Верный способ распознать дутые скидки – сравнить стоимость данного товара в разных магазинах. Это можно сделать с помощью товарных агрегаторов, таких как «Яндекс.Маркет», «Товары.Mail.Ru», Price.ru и т.д. Они позволяют в несколько кликов сравнить цены в разных магазинах.

2. СФОРМИРОВАТЬ КОРЗИНУ НАКАНУНЕ

В интернет-магазинах можно накануне «черной пятницы» добавить необходимые товары в корзину, чтобы в день распродажи увидеть, на какие из интересующих товаров распространяется скидка, настоящая ли скидка или она сформирована искусственно.

Злоупотребление правами потребителей

Стоит отметить, что не только ретейлеры могут использовать уловки. Потребители тоже могут злоупотреблять собственными правами в период распродаж. Например, были зафиксированы случаи, когда потребители пытались через суд вернуть себе полную стоимость товаров, приобретенных на распродажах с большой скидкой. И если крупным интернет-магазинам с этой ситуацией бороться легче, то маленькие магазины несут большие трудовые и денежные затраты.

Право на скидку

За рубежом существует положительный опыт регулирования распродаж. Например, в Италии власти каждый год утверждают официальный календарь распродаж. Бутики и другие магазины могут устраивать акции вне графика только с разрешения властей. В противном случае бизнес ждут штрафы.

В российском законодательстве до сих пор нет закона, регулирующего такие масштабные акции, как «черная пятница», поэтому в АКИТ считают, что в России необходимо принять федеральный закон «О распродажах», который установит права и обязанности и предпринимателей, и потребителей.

Эту инициативу ассоциация направила главе Минпромторга РФ Денису Мантурову, и в Госдуме уже нашлись сторонники подобного предложения. В ассоциации считают, что закон должен уравнять возможности ретейлеров, сделать распродажи более честными и прозрачными для потребителя и в то же время защитить бизнес от недобросовестных покупателей, злоупотребляющих своими правами.

Ещё больше интересных статей ищите в новом номере журнала АТОЛ Дайджест.

Поделиться: