Оборудование и ПО для автоматизации торговли

Вход в кабинет 0 товаров
на 0 рублей
03.04.2019
Маркировка табачных изделий

Первые пачки сигарет, промаркированные по новым правилам, появились на прилавках магазинов ещё в апреле 2018 года. Но теперь их станет значительно больше, ведь эти идентификационные знаки для табака станут обязательными — переход от эксперимента к широкому внедрению запланирован на 1 июля 2019 года. Если вы ещё не до конца разобрались, как работают новые правила, в этом материале вы найдёте все ответы на свои вопросы.


Краткий обзор нововведений

Российский Минпромторг совместно с другими профильными ведомствами задался амбициозной целью: до 2024 года обеспечить маркировку всех товаров, которые выходят на рынок. Чтобы разработать оптимальные правила перехода на новый формат работы, эксперты выбрали отдельные отрасли и стали внедрять в них маркировку.

Начальный период для табачной и ряда других отраслей решили организовать в экспериментальном формате. Наносить идентификационные знаки предложили добровольно, и крупнейшие легальные поставщики табака, понимая выгодность решения, активно участвовали в проекте.

Введение кодов и чипирование также затронуло обувной рынок, сферу легкой промышленности, производства изделий из меха, лекарств и ряда других товаров. Главная задача проекта — борьба с контрафактом, и введение маркировки шуб уже доказало свою эффективность. За год легальных меховых изделий на рынке стало почти в 7 раз больше — 2 млн против 300 тыс.

Сроки маркировки табака

  • Эксперимент со специальными марками для маркировки табачной продукции запустили в январе 2018 года. Коды бесплатно предоставлял Оператор ЦРПТ (Центра развития передовых технологий);
  • В феврале на заводе нанесли код на первую пачку сигарет;
  • В марте стартовала продажа сканеров для розницы и логистики, а также приложения, распознающие новую маркировку табака;
  • Первую пачку сигарет, промаркированную по новым правилам, продали в апреле 2018 года;
  • Импортеры табака включились в проект позднее — в третьем квартале;
  • В декабре авторы проекта подвели итоги и утвердили порядок работы, а также ответственность за несоблюдение новых норм;
  • С 1 июля 2019 года маркировка сигаретных пачек и другой табачной продукции станет обязательной;
  • До 2024 года на такой формат собираются перевести все без исключения товары на российском рынке.

Правовая основа

Маркировка табачных изделий в РФ опирается на два основных документа:

распоряжение правительства № 792-р от 28 апреля 2018 года;
постановление правительства № 224 от 28 февраля 2019 года.

Первый документ вводит обязательную маркировку, второй — временные рамки и требования к участникам оборота.

ГОСТ Р 53917-2019 и технический регламент таможенного союза ТР ТС 017/2011 описывают требования к маркировке, ГОСТ P ИСО/МЭК 16022-2008 — правила формирования кодов DataMatrix. Они будут соответствовать формату ECC200.

Порядок проведения маркировки табака

До 30 июня 2019 года производители, импортеры и продавцы табачных изделий могут добровольно наносить на свою продукцию КИЗы или чипировать её. В конце 2018 года авторы идеи провели первый промежуточный итог и откорректировали стратегию внедрения маркировки табака, руководствуясь результатами эксперимента.

В целом опыт признали успешным, поэтому 1 июля 2019 года маркировка табачных изделий станет обязательной. Производителю достаточно запросить у Оператора ЦРПТ коды для маркировки. Они предоставляются в готовом виде.

Остаётся лишь нанести матричный код DataMatrix на пачку сигарет — как правило, на боковую или на нижнюю грань. Код помещается даже на тонких пачках.

Другой вариант: вместо DataMatrix можно использовать RFID-метку. Но она дороже, хотя и позволяет быстрее обработать большие партии товара.

Промаркированная любым способом пачка отправляется оптовому дистрибутору. Тот проверяет подлинность кодов и, если всё хорошо, отправляет табак в розницу. Розничные продавцы, вооружившись сканерами двумерных штрих-кодов, также проверяют корректность маркировки.

Наконец, в финале покупатель может отсканировать код и узнать всю информацию в приложении. Так он убедится в подлинности сигарет. А производитель сможет завершить отслеживание продукции и сделать соответствующие выводы об эффективности логистики и бизнес-модели.

Методические рекомендации по маркировке

Новый закон о сигаретах — это, на самом деле, простой и эффективный способ избавиться от «серых» поставок табака. Переход может быть некомфортным, но если следовать рекомендациям, сложностей не возникнет.

Маркируется табачная продукция с ТН ВЭД ЕАЭС 2402. Это сигары, сигариллы и сигареты из табака и его заменителей. КИЗ наносится на пачки и на блоки.

Для регистрации в системе нужно заполнить заявку на сайте честныйзнак.рф. Это ресурс, запущенный Нацсистемой цифровой маркировки.

Основные изменения касаются процессов приемки и работы с документами. По новым правилам, накладные передаются и подтверждаются через ЭДО (системы электронного документооборота). Оптовые и розничные продавцы должны сканировать коды и сверять их с указанными в УПД (универсальных передаточных документах). Если данные расходятся, товар принимать нельзя.

Также пачки сканируются при продаже, чтобы включить нужные данные в фискальный чек и передать в ОФД через онлайн-кассу. Информация поступает в ИС МОТП, и система понимает, что конкретный код выбыл из оборота.

Подорожают ли сигареты

Маркировка табачных изделий вряд ли отразится на их ценах, считают эксперты. Дело в том, что за счет выдавливания с рынка контрафактной продукции (а её доля, по разным оценкам, может достигать 23%) компании, которые работаю легально, увеличат прибыль. Их издержки на восстановление репутации и борьбу с незаконными поставками сократятся. В результате перекладывать стоимость маркировки на покупателей не придется.

Все о маркировке


Поделиться:

Возврат к списку

+
УК «АТОЛ» использует файлы cookie. Подробная информация в политике обработки cookies. Вы можете запретить сохранение cookies в настройках своего браузера.